Николо-Теребенский монастырь

Месторасположение объекта: 171935 Тверская обл., Максатихинский район, Малышевское с/п, п. Труженик, ул. Садовая д. 24.

Категория объекта: памятник архитектуры, истории, культуры; религиозный объект.

Состояние объекта: находится на реставрации.

Состояние подъездных путей: удовлетворительное.

Расстояние от районного центра (п. Максатиха): 42 км.

Контактная информация: 8 (48 253) 3-13-19.

Историческая справка: Удивительна древняя Максатихинская земля. Она наполнена тайнами, неподвластными человеку с каменным сердцем, с черствой душой. И только чистый, верующий человек может найти здесь ответы на все мучающие его вопросы. Здесь ему может быть открыта глубокая тайна Богосозерцания.

На Максатихинской земле шестую сотню лет стоит оплот Православия — древняя Николо-Теребенская пустынь. Монастырь был когда-то третьим по числу паломников, после Гроба Господня и Ниловой пустыни. В юбилейный для монастыря 2017 год — 19 сентября обители исполнится 525 лет.

Данные об истории монастыря мы можем почерпнуть из книги настоятеля иеромонаха Илиодора, изданной в 1860 году. Иеромонах Илиодор — это известный писатель, историк, археолог. Он написал «Историко-статистическое описание Николо-Теребенской пустыни», изданное в Твери в 1860 году. Известно также его «Историко-статистическое описание города Торжка» и «Историческо-статистическое описание Новоторжского Борисоглебского монастыря».

В повести об основании пустыни иеромонах Илиодор рассказывает о том, что на месте нынешней пустыни было село Теребени, а точнее, его окраина. Владел этим селом благочестивый помещик Михаил Обудков. Пожелал помещик построить в своем селе храм. Поставил на фундамент будущего храма хранившуюся в его семье икону Святителя Николая Чудотворца. Однако на следующий день иконы на месте закладки храма не нашлось. И только после долгих поисков нашел ее сам Михаил на краю села, где было озеро и колодец. Вокруг колодца росло пять берез. На одной из берез и обрел он икону, которая невидимым образом перенеслась сюда. Вернул икону на место закладки храма, но она вновь перенеслась на окраину, указывая место построения храма.

Помещик Михаил обещал построить храм здесь, что и было незамедлительно исполнено. Первое чудо от иконы Святителя — перенесение невидимым образом — произошло 6 (19) сентября 1492 года. Эта дата и считается датой основания монастыря. Все село Теребени (земли было 640 десятин) помещик Михаил передал храму «в вечное поминовение себе и своему роду».

В Новгородской писцовой книге за 1551 год хозяином села упоминается Иванко Юрьевич Обудков. Почему такое расхождение у Илиодора — это еще предстоит выяснить. Тем не менее, при первой деревянной церкви уже обосновался первый монастырек. Известно имя первого настоятеля — игумен Исайя.

В Смутное время обитель была разорена и сожжена поляками. Кони польские и литовские топтали наши земли в 1609 году. В семнадцати километрах от обители, на территории современного Удомельского района, есть местечко Деревяжиха. Когда-то там была страшная сеча — битва между новгородцами и литовцами. В самый разгар битвы на камне с мечом в руке явился Святитель Николай. Сеча прекратилась, а воины — и русские, и литовские — были похоронены рядом. Позже там были возведены три часовни. А камень со следами Святителя является местом поклонения. В день перенесения мощей Святителя Николая из обители туда выдвигался крестный ход.

В 1611 году на место разоренной пустыни пришел монах Онуфрий. Выкопал себе пещерку в склоне холма близ сожженной церкви, но, не выдержав тяжелой жизни, ушел.

И только в 1641 году иеромонах Авраамий с помощью помещика Артемия Мозовского, уже очень немолодого человека, стал расчищать развалины первого храма, чтобы построить здесь часовню. Вдруг среди гниющих бревен была обретена икона Святителя Николая. Ни огонь ее не коснулся, ни краски ее не потемнели. Радость охватила этих подвижников, и вместо часовни они построили целый деревянный храм. 1641 год считается годом основания мужской общежительной пустыни. Сюда стали приходить монахи, селиться крестьяне. И село Теребени опять возникло на своем старинном месте.

Деревянный храм уже не вмещал молящихся, и тогда, по благословению Новгородского владыки Афония, рядом была построена деревянная Благовещенская церковь.

Слава о чудотворном образе распространилась в царствование царя Алексея Михайловича, когда огромную территорию Руси охватила моровая язва. Жители города Бежецка, где особо свирепствовала эпидемия, прибыли Мологою в обитель, принесли чудотворный образ в город Бежецк, где постоянно служились молебны и литургии. И тогда Господь услышал горячую молитву Своих рабов, и болезнь отступила. В ознаменование этого с 1654 года было решено проводить из обители в Бежецк ежегодный крестный ход, который получил название Большого Бежецкого крестного хода.

Поистине это путешествие представляло собой грандиозное зрелище. Тысячи паломников стекались в обитель и встречало и провожало святую икону. Знаменитый уроженец Бежецкого края Н.С. Гумилев запечатлел это событие в стихах:

Порою крестный ход и пение,
Звонят во все колокола,
Бегут, — то значит, по течению
В село икона приплыла.

В городе Бежецке иконе устраивали торжественную встречу, а через восемь дней — проводы.

Существует информация, что в 1918 году икона упала с ладьи и утонула. Пришлось ее вылавливать со дна Мологи. Последний крестный ход прошел в 1923 году.

Возрожден Большой Бежецкий крестный ход в 1995 году стараниями священника Геннадия Савостьянова, который возродил церковную жизнь в стенах бывшего монастыря.

Ныне чудотворный образ привлекает сотни, а то и тысячи людей. Каждый идет в обитель со своими нуждами и вопросами, на которые находит ответы, получает помощь.

Вторая святыня обители — это чудотворная Теребенская икона Божией Матери. По благочестивому преданию, эта икона была явлена на берегу реки Мологи на камне мальчику-пастушку. По всей вероятности, этим пастушком был святой праведный Иаков, Боровичский, Новгородский, чудотворец. Придел святому праведному Иакову всегда был в обители, и день обретения его мощей 23 октября/5 ноября н.ст. всегда был престольным праздником.

Теребенская икона Божией Матери изображает Пречистую Богородицу, а перед нею на камне — Младенец Христос с распростертыми руками. Издавна празднование этой иконе совершалось в обители 14/27 мая.

На правом берегу реки Мологи, на окраине д. Кочки, находится почитаемый камень со следом. По преданию на этом месте и была обретена Теребенская икона Божией Матери. След небольшой — 35, 5 размера. К камню-следовику наблюдается постоянное паломничество.

В Смутное время икона находилась в Новгороде, куда ее увезли для сохранения. В обители обретались списки с этой иконы.

Когда-то празднование Теребенской иконе было внесено в календарь, но позже забыто. И только с 2011 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла празднование ей вновь внесено в календарь.

Ради какого же случая почитается эта святыня? Когда-то Пречистая Богородица исцелила город Бежецк от холеры, и образ этот был носим в крестном ходе вместе с образом Святителя Николая. И теперь сотни паломников едут поклониться чудотворному образу, помолиться Божией Матери о даровании детей бесплодным парам, попросить помощи в житейских нуждах.

Третьей святыней обители была икона великомученика и целителя Пантелеимона, но в ночь на 7 февраля 2013 года эта икона вместе с двумя копиями Теребенского образа Богородицы и копией иконы Святителя Николая с шестью клеймами была украдена.

Икона великомученика Пантелеимона была написана в 1748 году на Святой горе Афон и подарена афонскими монахами нашей обители. В богоборческое время ее хранила благочестивая семья, а после возрождения здесь церковной жизни возвращена в обитель. От иконы были исцелены десятки человек, в том числе и ВИЧ-инфицированная женщина.

Святыней монастыря считалось полотно «Снятие с креста», висевшее на горнем месте в алтаре, высотою — 3 аршина 11 вершков, шириною — 2 аршина 5 с половиной вершков в широкой вызолоченной раме. «Под этой картиной стоит на деревянном под мрамор катафалке, окрашенном позолоченной цировкой, живописная плащаница — (в) вызолоченной раме на деревянной доске работы и вклада придворного профессора живописи господина Венецианова. Длина плащаницы 2 с половиною аршина, ширина 13 с половиною вершков».

С 1754 по 1792 годы, во время правления императрицы Екатерины II, к монастырю было приписано четыре маленьких монастыря: Спас-Забережская, Николо-Добрынская, Богородицая Воротиловская и Богородицкая Мохнецкая пустынь.

В 1919 году все монастырское имущество было реквизировано. На базе монастыря сформирована сельскохозяйственная артель. Но она просуществовала недолго. До 1927 года здесь служил священником будущий преподобномученик Анатолий (Ботвинников). После здания обители использовались местным колхозом.

Церковная жизнь в обители возобновилась в 1994 году стараниями священника Геннадия Савостьянова. Начинают восстанавливаться храмы, звучит молитва.

В 2004 году решением Священного Синода здесь открыт женский монастырь. Настоятельница — матушка Ольга (Назмутдинова). Правнучатая племянница шеф-повара Императора Николая II. Пострижена в монахини с именем царевны-мученицы Ольги, старшей дочери императора Николая.

Государь Император Николай II бывал в обители. Он приезжал в эти места на медвежью охоту. На правом берегу Мологи когда-то находился его охотничий домик.

В 1667 году при настоятеле иеромонахе Мисаиле в обители вместо ветхой деревянной Никольской церкви строится каменный Никольский храм с приделом Благовещения, который просуществовал до 1830 года.

На его месте среди обители возвышается большой каменный Никольский собор. Он возведен в 1835 году. Справа от него каменная Благовещенская церковь, построена в 1883 году.

С запада к Никольскому собору примыкает колокольня. Под первым ярусом звона располагалась палата для хранения монастырской казны. На двухъярусной колокольне висело двенадцать колоколов. Самый большой весил 397 пудов и 33 фунта (6357 кг). Один из колоколов был отлит Иваном Моториным, мастером, отлившим Царь-колокол.

Интересным архитектурным памятником был надвратный храм Сретения Господня, построенный на средства Ивана Моисеевича Невельского для поминания его покойного сына Филиппа. Невельский — сподвижник императора Петра I, отважный военный. Род Невельских известен в России с 16-го века и прославился многими выдающимися потомками.

Сретенский храм был взорван в 30-х годах ХХ века, так как мешал въезду колхозной техники на территорию обители.

В середине 19 века были сооружены настоятельский и братский корпуса, каменная баня. Монастырь окружен каменной стеной с башнями по углам.

Главные ворота находились в восточной стене и выходили прямо на торговые лавки. Их было 92. Они сдавались монастырем во время ярмарок приезжим купцам. Ворота были обращены на реку Мологу, так как весь народ приходил оттуда. Молога во все времена была столбовой дорогой, и по ней двигались суда. Да и мощеная булыжником дорога из Ярославля на Новгород тоже петляла и заходила к обители. Местами в сосновом бору эта дорога еще проглядывается.

Хочется назвать еще несколько великих имен, которые имели отношение к Теребенской пустыни.

Среди настоятелей монастыря известны:

— Священномученик Василий (Богоявленский), архиепископ Черниговский;

— Священномученик Дионисий (Сосновский), епископ Измаильский;

— Преосвященный Владимир (Благоразумов), епископ Благовещенский и Приамурский;

— Преосвященный Арсений (Изотов), епископ Сухумский;

— Архимандрит Алексий, освящал Бежецкий Благовещенский собор вместе с Иоанном Кронштадским.

В 1823 году монастырь посетил академик живописи А.Г.Венецианов. За выполненную работу по росписи храма он был награжден четверкой лошадей. Здесь он нашел учеников для своей художественной школы.

Это:

— Алексей Тыранов;

— Никифор Крылов.

Никифор Крылов создал серию картин на темы чудес от иконы Святителя Николая по указанию игумена Серафима. Каждая картина довольно большого размера — 3 аршина длиной и 2 аршина шириной. В Третьяковской галерее сохранилось два полотна: «Исцеление бежецкого помещика Куминова» и «Исцеление расслабленного в городе Бежецк»

Здесь работал и выдающийся ученик Венецианова Григорий Сорока.

Собор расписывал корчевской мещанин Иван Алексеевич Берестов.

В монастыре находились иконы кисти художника Михаила Андреевича Кудрявцева, похороненного в пяти верстах от обители, на погосте Топальское.

В 1812 году, когда наполеоновские полки переступили рубежи нашей страны, церковные сокровища Твери и Москвы были вывезены в Теребенский монастырь и надежно спрятаны в многочисленных подземных ходах и помещениях. Когда угроза миновала, всё, согласно описи, было возвращено.

Теребенский монастырь — место упокоения 28 заволжских старцев. Это монахи-затворники, они жили в подземных кельях и питались хлебом и водой.

Обитель не нуждалась в епархиальном финансировании, а, наоборот, полностью содержала Тверскую духовную семинарию, помогала сиротам.

А еще обитель производила прекрасные молочные продукты, например, сыры, которые в Париже в середине 19 века получили на всемирной продовольственной выставке большую серебряную медаль.

В обители выпекалось до 80-ти видов Теребенских пряников, которыми торговали в Москве на Красной площади.

Примечательно, что Теребенская обитель покровительствовала карельским приходам на всей территории Тверской губернии. Вблизи самой обители существует несколько карельских деревень, а вообще Максатихинский район, как известно, один из центров карельских поселений.

Сейчас в монастыре звучит молитва — и это главное. Но стало заметно, что обитель мало-помалу возвращает свои утраченные функции духовного, просветительского, социального центра, дает работу простым сельским труженикам. Сюда хочется снова и снова поехать. Хоть и непростая сейчас жизнь, и всё труднее держать мир в душе, монастырь стоит, упираясь своими могучими стенами в нашу грешную землю. Стоит, защищая нас от бед своею благодатью.

Соловьев Николай Алексеевич, учитель МБОУ «Пятницкая СОШ» п. Труженик Максатихинского района Тверской области.

Сообщение на краеведческой конференции 4 февраля 2017 года г. Бежецк.

Фотографии

Николо-Теребенский монастырь
Фотография Е.П. Ильиной

Николо-Теребенский монастырь